Даосизм

Около 9000 лет назад в Китае уже существовала духовная доктрина самопознания. На территории Восточного и Северного Китая существовали храмы с тайными подземными святилищами, жрецы которых владели знаниями о существующих внутри человека невидимых жизненных силах. Сущность жизненного пути передавалась иероглифами "си" ("пауза", "перерыв") или "цзянь" ("промежуток"), а Сознание описывалось как "вечное течение", "тень истины", "следствие без причины, всегда влекущее и не приводящее к истоку". Целью духовной практики было достичь состояния "безумственной мудрости", возникавшее при "расфокусировании сознания". Тогда происходит непрерывный "перенос Духа" ("и шень"), и в этом акте заключён процесс вечнопреемственности духовного пробуждения. Это "стремление утвердить недвойственность чистого безобъектного сознания и обыденного человеческого ума".

Древние китайские тексты "Юнг" описывают процесс пробуждения и подъёма сакральной энергии по позвоночному столбу. Энергия Жизненной Силы "ци" ещё 3000 до н.э. символически изображалась в виде змеи, свёрнутой в три с половиной витка. По мнению китайских мудрецов, "Реальность скрывается за пределами пары противоположностей инь-ян". Достигнув равновесия инь-ян внутри самого себя, следует погрузиться в медитацию и наблюдать за подъёмом ци по семи сакральным центрам, которым на физическом уровне соответствуют эндокринные железы внутренней секреции. На этих знаниях была основана древняя практика "цигун" (аналог индийской хатха-йоги), терапия иглоукалывания и китайская дыхательная гимнастика, призванная создавать оптимальную пропорцию кислорода и углекислого газа в крови и использовавшаяся во время медитаций.

Древняя духовная доктрина Китая получила новый толчок своего развития в VI веке до н.э. благодаря двум замечательным китайским философам - Конфуцию (551 - 479 г.г. до н.э.) и Лао-Цзы (604 - ? г.г. до н.э.). По сути их учения представляют собой две последовательные ступени духовной эволюции человека. Учение Конфуция было этико-моральным, его центральной идеей была концепция "идеального человека". "Человек обладает способностью совершенствоваться или развращаться, смотря по доброму или злому употреблению своей воли," - говорил Конфуций. - "За злые деяния он заслуживает наказания, за добрые - награды." Он делил всех людей на пять категорий:

1) невежественные люди, живущие повседневной животной жизнью
2) образованные люди, живущие в соответствии с законами и обычаями
3) люди здравого смысла, философы
4) добродетельные люди, живущие по моральным законам
5) люди, совершенные во всех отношениях

Последняя из этих категорий представляла собой тех, кто достиг духовного совершенства в человеческом теле и был готов к более глубокой трансформации своего сознания. Подобная трансформация была сутью учения Лао-Цзы, его "Трактат о Дао и Дэ" говорит о существовании абсолютного Дао. Дао - предвечное, бесконечное, немыслимое, не имеющее "образа, вкуса или запаха"; никем не сотворённое, оно "само себе ствол, само себе корень"; оно беспристрастно охватывает и вмещает в себя всё сущее, подобно всеобъятному и бездонному небу. "Дао рождает один. Один рождает два. Два рождает три. Три рождает мириады сущностей." Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен начать свой духовный путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Слияние индивидуальной души человека с космическим порядком Дао - истинная цель жизни каждого индивидуума.

Соединение с Дао происходит благодаря его энергии Дэ, капля которой пребывает в каждом человеке с момента его рождения. "Если вмещаешь полноту Дэ, то приближаешься к состоянию новорождённого." (55-й джан) "Сердце-сознание совершенствуется бездонностью." (8-й джан) "Стремись к пределу пустоты. Старайся удерживать состояние покоя." "Моя сущность - для того, чтобы созерцать возвращение." "Каждая возвращается, приходя к своему корню." "Приход к корню выражается покоем." "Двигаясь по Дао, способен бесконечно длить. Тело исчезнет, а не погибнешь." (16-й джан)

Однако тогдашние правители различных китайских княжеств отнеслись прохладно к учению Конфуция, поскольку ценили богатство и силу оружия больше, чем нравственность. Только спустя столетия конфуцианство было объявлено официальной религией Китая. Что же касается учения Лао-Цзы, то оно было вообще недоступно для понимания большинства его соотечественников, поэтому ещё при жизни Лао-Цзы получил прозвище "Тёмный Учитель". Постепенно даосизм вобрал в себя мистические и шаманские культы, и его истинная суть порядком обросла магическими ритуалами, гаданиями и прочими обрядами. Спустя 1000 лет после Лао-Цзы библиотека основных текстов даосизма включала в себя уже 250 различных книг, а к концу XIX века учение о Дао представляло собой собрание сочинений из 1488 томов! В XX веке с приходом к власти коммунистов даосизм подвергся в Китае значительным гонениям и запретам.