Музыка сфер

Каждый согласится с тем, что искусство способно оказывать колосальное воздействие на сознание людей. Книги, фильмы, музыка, театр, живопись могут как развивать человека, так и способствовать его деградации. Каждое произведение характеризуется двумя параметрами: 1) суть, которую автор хочет выразить, и 2) то, насколько это ему удаётся. Первый параметр отражает внутренний мир автора, в том числе уровень его культурного и морального развития. Второй параметр соответствует уровню творческих способностей, которыми он обладает. Таким образом, все произведения искусства имеют свой культурный уровень и передают его тем, кто их потребляет. А потребляют их, как правило, люди, находящиеся приблизительно на таком же уровне развития, как и сам автор.

В античные времена искусство создавалось только для развития сознания масс. Не каждому человеку вообще позволялось сочинять музыку для храмов, рисовать картины или ваять статуи, перед этим художник должен был пройти последовательные этапы духовного очищения, настроиться на возвышенную волну, посвятить свою работу тому или иному Божеству. В каждой религии существовали свои Боги-Покровители искусств, которые передавали свои творческие способности только тем, кто горячо молился им. Таковы, к примеру, музы Греции или индуистская Богиня Гайятри. Как показывает опыт, бессмертными шедеврами, способными пройти сквозь века, могут стать лишь произведения, нацеленные на духовное. А произведения, привязанные ко времени и месту, к человеческим проблемам и житейской философии, канут в лету, как только их время проходит.

Из всех видов искусства наиболее сильное влияние на сознание человека оказывает музыка. Пифагор был первым из европейцев, кто сумел понять это 2600 лет назад. Он разработал "Теорию Музыки Сфер", в которой описал гармоничные лады и благоприятные пропорции между нотами, и установил, что эти пропорции соответствуют расстояниям между планетами Солнечной системы. Возможно, он получил эти знания на Востоке, во время своих длительных путешествий, где теория музыки существовала за тысячи лет до его рождения. Ещё древние шумеры имели нотную грамоту и записывали на глиняных табличках музыкальные произведения, причём партии для каждого инструмента записывались ими отдельно. А в Индии античные специалисты по музыке утверждали, что ноты соответствуют чакрам человека, и проигрывание последовательности нот заставляет тонкие энергии двигаться по лепесткам чакр и влиять на внутреннее состояние человека и его сознание. Когда автор сочиняет музыку, он зашифровывает в последовательности нот то, как текут тонкие энергии внутри его собственной души, и через музыку передаёт слушателям свои эмоции, настроение и стремления. Невежественные либо больные люди отражают в музыке свои внутренние проблемы, а музыка, сочинённая развитыми людьми, несёт духовное оздоровление. Индийские музыканты сочинили множество "раги" - мелодий, в которых ноты располагались особым образом, чтобы влиять на сознание людей: были раги активизирующие и успокаивающие, лечебные и медитационные, пробуждающие отвагу, творческие способности или радость.

В 90-х годах XX века учёные попробовали записать ритмы внутренних органов человека в виде музыки. На первом этапе была создана аппаратура, которая переводила в ноты ритм биения человеческого сердца. Оказалось, что у каждого человека "мелодия сердца" индивидуальна. Здоровое сердце рождает чистую, спокойную мелодию, напоминающую весеннюю капель, а больное сердце, недавно перенёсшее, к примеру, инфаркт миокарда, даёт напряжённую мелодию, полную тревожных нот. Исследователи установили, что при длительном прослушивании этой мелодии здоровыми людьми, у них возникают нарушения в сердечном ритме, и наоборот, прослушивание людьми с больным сердцем "мелодии здорового сердца" оказывает на их сердце положительное воздействие. Впрочем, терапевтическое влияние музыки на здоровье людей давно уже доказано экспериментально. В США, европейских странах и Японии в больницах в реабилитационных палатах, где лежат пациенты, перенесшие различные операции, регулярно проигрывают произведения Моцарта, Баха, Вивальди, Чайковского и других классиков. Неоднократно подтверждался положительный терапевтический эффект композиций японского автора Kitaro и даже некоторых песен шведского ансамбля ABBA. Уникален также опыт американского композитора Эолая (Aeoliah) - врача, который создаёт лечебные музыкальные произведения против различных заболеваний. Его композиции "Majesty", "Свет Тао", "Inner Sanctum" наполнены необыкновенным умиротворением и чистотой и удивительно похожи на "мелодию здорового сердца".

Любая музыка начинается с мелодии, с определённой повторяющейся последовательности нот. Слово "мелодия" происходит от названия реки Мелос в Греции, журчание вод которой напоминало музыкантам спонтанную мелодию. Человек так же подсознательно ощущает в себе тонкую мелодию, которая порождается движением его внутренней энергии по лепесткам чакр. Творческие люди способны осознать эту мелодию и выразить её в виде нот. Затем полученная мелодия преломляется через личность человека, его вкусы, эго, привычки, опыт и в итоге обретает аранжировку. Затем ум человека может добавить к музыке тот или иной текст, и тогда получится песня. Слова песни передают слушателям внешнюю информацию через интеллект, а сама музыка воздействует на более глубоком уровне. Она несёт в себе то состояние, в котором находился автор в момент её написания. Если автор испытывал депрессию, суицид, имел расстройства психики, наркотическую зависимость или другие проблемы, то все они будут записаны внутри созданной им музыки. Прослушивание подобной музыки с "негативной начинкой" в конечном итоге приведёт к отражению всех этих проблем в душе слушателя и причинит вред его психике и организму.

Почему так ценится классика? Классика - это не только симфоническая аранжировка красивых мелодий, это ещё и веками накопленный высокий уровень нравственного развития классических композиторов, которые были нацелены на возвышенное и посвящали свои произведения Богу. "Музыка должна служить пробуждению души или хвалой Господу. В противном случае она превращается в монотонный шум или в дьявольский визг," - утверждал Иоганн Себастьян Бах. Однако современная музыка представляет собой апофеоз нравственной и творческой деградации. Одна из причин этого в том, что в современном демократическом обществе искусством может заниматься любой человек, независимо от уровня развития его сознания. Нынче представители всех слоёв общества создают свои произведения, вкладывая в них свою философию и мораль, а зачастую и её отсутствие. Сколько бы грязи не было в душах людей, они стремятся выплеснуть её в своих песнях и поделиться ею с другими, и никто не задумывается над тем, много ли красоты могут содержать произведения, написанные бомжами, уголовниками или наркоманами. Цивилизация потонула в море ширпотреба, уродливых и агрессивных современных стилей и пластмассового искусства для продажи. А ведь ещё Платон предупреждал: "Появление нового, агрессивного музыкального стиля может представлять угрозу для целой нации!"

Добавим, что недавно канадские учёные из Университета МакГилла в Монреале провели очередное исследование влияния музыки на состояние человека и выяснили, что при прослушивании любимой музыки дофамин выделяется в чистом виде. Как мы понимаем, для каждого человека "любимой музыкой" будет та, которая наиболее близко соответствует состоянию его чакр, потому что она будет заставлять тонкую энергию в его душе циркулировать по знакомым ей маршрутам. Для возвышенного человека это будет, допустим, классика или раги, а для быдла - шансон или блатняк. Так эндорфины маскируют внутреннюю деградацию...