Откуда берутся идиоты

Во все времена в разных культурах существовали знания о человеческом уме, который рассматривался лишь как одна из немногих способностей человека. Накопленный духовный опыт рекомендовал любыми способами удерживать интеллект в определённых рамках и не позволять ему доминировать над другими вариантами познания окружающего мира. Это долгое время лишало левое полушарие мозга возможности получить главенствующую роль. Исследования древних текстов, в том числе научных трактатов, показывает, что ещё 2000 лет правое полушарие доминировало у большинства народов.

Левое полушарие мозга представляет все происходящие в мире события в виде причинно-следственных цепочек. Однако такой подход может легко поймать в ловушку и увести от Реальности. Предположим, событие A было причиной события B, а затем событие B стало причиной события C. В этом случае левое полушарие автоматически приходит к выводу, что причиной события C было в итоге событие A. Но этот вытекающий из логики факт может не соответствовать Реальности. Например, Петров украл деньги у Сидорова, потому что у него самого украл деньги Иванов. По логике получается, что в том, что Сидоров лишился денег, виноват Иванов. Но как далеко от Реальности находится это "умственное заключение"! Ведь на самом деле Сидоров лишился денег только потому, что Петров - вор... В результате, чем больше звеньев соединяет ум в причинно-следственную цепочку, тем дальше от Реальности находится конец этой цепочки. Говоря математическим языком, интеллект - это касательная линия, проведённая в какой-либо точке к кривой, изображающей Реальность. Поэтому не случайно мышление левого полушария называется абстрактным, а лево-полушарные люди - живущими не Реальностью, а абстракциями.

Разные народы пытались по разному указать последующим поколениям на опасность выхода интеллекта из-под контроля. На Руси на эту тему сохранилось множество поговорок и выражений, таких как "ум за разум зашёл" или "индюк тоже думал, да в суп попал". Показательно отношение к уму и в русских сказках, героем которых обычно был Иванушка-дурачок. "Было у царя три сына: двое умных, а третий дурак", - так обычно начинались эти истории, однако именно последнему сыну удавалось справиться в сказках со всеми неприятностями и получить в итоге и сокровища, и царевну, и долгую счастливую жизнь в придачу. Даже сейчас в русском языке глагол "умничать" отражает отнюдь не позитивный процесс, а эпитетом "умник" награждают не для того, чтобы похвалить.

Аналогичное отношение к интеллекту было и у развитых народов Средиземноморья. В Греции 2400 лет назад все вопросы решались на общем собрании. Первыми получали слово наиболее уважаемые члены общества: представители знатных родов, жрецы, военачальники. Как правило, в основе предлагаемых ими решений лежали традиции культуры и религии, а также уже имеющийся опыт. В конце собрания ведущий давал слово так называемым "идиотам", то есть людям, жившим по своим собственным правилам и потому имевшим мнение, отличное от общепринятого. Именно из греческого этот термин и вошёл во все другие языки. И только во времена Римской Империи, когда окончательно возобладал материализм, людей стали ценить за их интеллектуальные способности.

В Индии, Египте и других странах Востока свобода мысли вообще считалась опасной вещью. Абсурдные идеи ума и эмоции могли заставить человека совершить серьёзные глупости. Так, на санскрите "душ-критина" (сравни "кретин") означало "упрямец, не воспринимающий духовные знания", "мудхак" (сравни "мудак") - "глупец, ослеплённый иллюзией", и "маньяте" (от "мани" - "мысль", сравни "маньяк") - "захваченный какой-либо мыслью". Поэтому существовали практики медитации, используя которые человек мог успокоить свой ум и эмоции и восстановить контроль сознания-разума. Людей, постоянно находящихся в медитации, называли "чета-навигата-яне" ("тот, кто покинул пределы мыслительного знания"). Хорошо известна также санскритская поговорка: "Думает тот, кто не знает".

У буддистов вопросы "зачем?" и "почему?" до сих пор считаются недуховными, поскольку подразумевают наличие связей между какими-либо явлениями. Если ученик задаст их Учителю, тот может отхлестать подошвы его ног бамбуковыми палками. На эту тему есть одна тибетская притча. Однажды двое молодых монахов сбежали из монастыря во время вечерней медитации, чтобы искупаться в соседнем озере. Они договорились со своим приятелем, что если их будут искать, тот помашет им флагом, висевшим на крыше. Искупавшись, парни улеглись на вершине холма, чтобы выпить немного вина, и стали наблюдать за флагом. Заметив движение флага, они стали спорить: один утверждал, что флаг колышется на ветру, а второй полагал, что приятель уже подаёт им знак. В этот момент мимо них проходил местный отшельник, вечно пребывавший в медитации, и монахи попросили его рассудить их. "Ответь нам, уважаемый, почему колышется флаг на крыше нашего монастыря? Его кто-то дёргает, или он сам на ветру шевелится?" Отшельник с блаженной улыбкой посмотрел на них и ответил: "Это не флаг шевелится, это ваш ум шевелится..."

Добавим, что левое полушарие способно обрабатывать только ту информацию, которая поступает к нему снаружи через органы чувств, и не способно воспринимать информацию, поступающую от внутренних центров сознания. По скорости обработки информации левое полушарие также во много раз уступает правому: в нём за одну секунду может обрабатываться около 7 бит, в то время как для правого полушария нормальной считается скорость 65 бит в секунду. Но на самом деле у детей скорость работы правого полушария может быть в сотни раз ещё более высокой, так как у взрослых его работу тормозят накапливающиеся с возрастом так называемые "обуславливающие фильтры". Кстати, потенциал левого полушария по усвоению информации обычно исчерпывается человеком к 25-30 годам, а вот правое полушарие может работать с информацией бесконечно. Поэтому, с какой стороны не глянь, а лево-полушарных людей иначе как калеками или инвалидами мозга не назовёшь.