Эффект наблюдателя

Согласно точке зрения материалистов, все процессы, происходящие в мире, соединены причинно-следственными связями. Подобная гипотеза носит название "детерминированность" (тотальная предопределённость) и полностью исключает случайные явления. Например, когда взрывается граната, её осколки случайным образом разлетаются в разные стороны, но материалисты утверждают, что разлёт осколков не случаен, а определяется внутренними микротрещинами в металле, дислокациями и прочими вполне реальными факторами. И если бы был создан бесконечно мощный компьютер, то он смог бы рассчитать перемещение любой элементарной частицы от момента возникновения Вселенной до её нынешнего положения, например, в молекуле какого-нибудь белка.

Эта гипотеза серьёзно пошатнулась в 1927 году, когда физик Вернер Гейзенберг открыл Принцип Неопределённости. Оказалось, что существует предел точности, с которым возможно рассчитать все параметры микрочастиц. В частности, чем точнее определяются координаты частицы в пространстве, тем более неточна её скорость и направление движения, и наоборот. Характеристики частиц, связанные между собой соотношением неопределённости, называются "некоммутирующими" (то есть взаимозависимыми). В то же время все характеристики частиц являются случайными величинами и подчиняются математическим принципам случайного распределения. Например, если направить луч света на узкую щель, свет подвергнется дифракции, и позади щели на экране появится интерференционная картина, но невозможно рассчитать, куда именно попадёт какой из фотонов. Это напоминает, как если просыпать кучу песка через несколько последовательных сит: на дне всегда получится Гауссово распределение песчинок, но невозможно рассчитать, куда именно упадёт какая из них.

Последние научные данные говорят о том, что все явления и процессы не только "микро", но и "макро"-мира имеют свою вероятность. Даже простое линейное перемещение предмета со скоростью V из точки А в точку Б, расстояние между которыми равно S, может не всегда описываться формулой S=Vt. Грубо говоря, формула S=Vt описывает случай, когда вероятность перемещения предмета из А в Б равна 100%, и не учитывает фактор случайности. В каком же случае эта вероятность может не быть равной 100%, и объект не окажется спустя время t в точке Б? Чтобы понять это, необходимо сформулировать понятие Наблюдателя и осознать, какие из параметров, описывающих движение предмета из А в Б, являются некоммутирующими.

В древности понятию Наблюдателя уделялось намного большее внимание, чем в современной науке. В научных трактатах индусов имеется следующее утверждение: "Для того, чтобы какое-либо из событий произошло, требуется пять компонентов: Время, Место, Объект, Субъект и Воля Бога". Античные учёные изначально вводили понятие Наблюдателя (Субъекта) и даже понятие "Воли Бога" во все свои научные изыскания. Они были убеждены, что Субъект, наблюдающий эксперимент, способен оказывать влияние на его результат через влияние на вероятностные параметры процесса. В настоящее время такое влияние было неоднократно научно подтверждено. В одном из экспериментов группу людей сажали перед генератором случайных чисел, выдававшим на экран нули и единицы, и просили их мысленно заставить генератор выдавать больше нулей или единиц, и это получалось! В другом эксперименте группу людей просили мысленно влиять на то, каким числом вверх упадёт подброшенный игральный кубик. Если все участники эксперимента мысленно желали, чтобы кубик показал число "6", вероятность этого события возрастала с 17% (1:6) до 25% (1:4)! В третьем эксперименте испытуемым предлагали заставить подброшенную монетку упасть вверх "орлом" либо "решкой", и это у них также получалось.

Учёные давно уже спорят о "влиянии личности на результаты эксперимента". Это влияние тем более заметно, чем больше вероятностных параметров имеет изучаемый процесс. Если сознание Наблюдателя оказывает более чем 30%-ое влияние на ход эксперимента, то его будет непросто повторить другой группе исследователей. А поскольку "повторяемость" результатов опыта является одним из ключевых условий современного научного подхода, большинство теорий, основывающихся на подобных экспериментах, до сих пор считаются непризнанными или недоказанными.

Один из примеров этого - гомеопатия. Сторонники гомеопатии утверждают, что вода и природные кристаллы обладают способностью запоминать свойства веществ, с которыми они соприкоснулись. Если растворить в воде какое-либо лекарство, между молекулами воды возникнут информационные связи, в которых будет зашифрована информация об этом лекарстве. И даже если довести концентрацию лекарства в воде до нуля, вода будет продолжать сохранять лечебные свойства, присущие этому лекарству. В 1983 году французский врач Жак Бенвенист провёл серию фармакологических экспериментов, которые подтвердили существование "памяти воды". Однако, когда его опыты были в точности повторены в одном из американских исследовательских центров, результат был отрицательный. В течение последующих 15 лет опыты были многократно перепроверены в различных лабораториях по всему миру; иногда эффект явно присутствовал, иногда напрочь отсутствовал. Последнюю точку в спорах о наличии у воды памяти поставило в 2000 году Министерство Обороны США, которое опубликовало в своём итоговом докладе следующее заключение: "Положительный эффект достигается только в том случае, если в эксперименте участвует хотя бы один человек, который желает, чтобы эффект присутствовал (например, человек из лаборатории Бенвениста)". Так гомеопатия стала первой из областей знаний, для которой было научно подтверждено влияние личности на результат эксперимента.

В 1997 году японский исследователь Масару Эмото экспериментально доказал, что молекулы воды действительно обладают способностью объединяться в кластеры. Чтобы выяснить, способны ли эти кластеры хранить информацию, Масару Эмото использовал простой метод: после передачи информации воде он замораживал её в криогенной камере, а затем рассматривал под микроскопом получившиеся кристаллы. По мнению учёного, созидательная информация порождает симметричные снежинки, а негативная - хаотичные и бесформенные. Как вариант, Масару Эмото "проигрывал" воде различные музыкальные произведения, и после заморозки из воды, которая "слушала" классику или красивые поп-композиции, вырастали красивые и гармоничные снежинки, а из воды, которой ставили тяжёлый рок или другую негативную музыку, получались уродливые снежинки с рваными краями. Опыты Масару Эмото были повторены множеством исследователей по всему миру, и опять-таки, некоторые получали положительные результаты, а у других результат был нулевым. Использование так называемого "двойного слепого метода" позволило установить, что если ещё до заморозки наблюдатели знают, какому именно из образцов воды давали созидательную информацию, то из этого образца после заморозки вырастают гармоничные кристаллы, и наоборот. Это опять-таки свидетельствует о влиянии личности на результат, а также о том, что у воды имеются механизмы запомнить подобное влияние.

В настоящее время официальная наука считает псевдонаучными такие направления как Акупунктура, Эффект Полостных Структур, Волновая Генетика, Теория Торсионных Полей и многие другие. Основная причина этого в том, что результаты, полученные авторами этих теорий, должны быть обязательно и закономерно воспроизводимы в любых других научных лабораториях, чего стабильно не наблюдается. Но, может быть, в этом и содержится главная ошибка материалистов? Может быть, стоит принять как факт, что для повторения эффекта необходимо не только то или иное научное оборудование, но и присутствие соответствующего Наблюдателя? Повторим ещё раз формулу древних: "Для того, чтобы какое-либо из событий произошло, требуется пять компонентов: Время, Место, Объект, Субъект и Воля Бога". Под "Волей Бога" можно понимать наличие в эксперименте вероятностных факторов, которые Субъект мог бы обратить в свою пользу. А сам Субъект должен уметь управлять этими факторами с помощью своего сознания.